top of page

Резюме круглого стола 4 марта 2018

«Перспективы сферы помогающих игропрактик в России»

Модератор: Илья Греков, президент МПГПИ

В работе круглого стола приняли участие д.ч. МПГПИ: Александра Муравьева, Анна Горовая, Александра Масленникова, Светлана Максимова, Лада Лазарева, Светлана Сентаская.

4 марта 2018 г. состоялся круглый стол «Перспективы сферы помогающих игропрактик в России».

После официального приветствия Илья Греков предложил для начала дискуссии развернуть экспозицию проблемного поля. Сегодня игровые фестивали и игротеки проводятся в разных городах и собирают десятки, а где-то и сотни посетителей. Публичные акции делают сферу помогающих игропрактик заметной для клиентов, привлекают психологов, педагогов, коучей, для которых игропрактика может стать сферой профессионального развития и творческого самовыражения. Актуальность данной темы круглого стола обусловлена тем, что привлекательность игровых практик как доходной сферы бизнеса закономерно привела к появлению на рынке некачественной игровой продукции, изготовленной людьми некомпетентными и в вопросах игрофикации, и в оказании помогающих услуг.

Илья Греков ответил на вопрос о том, являются ли «эзотерические» игры помогающими игропрактиками: «Между психологом-игропрактиком, профессиональным помогающим игропрактиком, и специалистами других сфер оказания услуг, в т.ч. оккультных, проходит граница профессиональной компетентности. Перво-наперво психолог-игропрактик должен иметь наготове ответ на вопрос: как его методика помогает клиенту решить проблемы без вмешательства высших сил. Кроме того, если помогающий эффект игропрактики не выражен, гонорар ведущего - это своеобразная плата за приятное времяпрепровождение, а не за оказание помогающей услуги, и такие досуговые игры нельзя назвать помогающими игропрактиками».

Илья Греков подчеркнул приоритет гуманистических ценностей в работе профессионала помогающих практик: «Для меня как для автора и ведущего игровых практик на первом месте стоит помощь человеку. Я психотерапевт и получаю зарплату за то, что помогаю клиентам решить психологические проблемы и справиться с жизненными трудностями. Игровая практика как помогающая услуга имеет целью решение проблем клиента. Игровые технологии - это средство достижения того результата, который обещает помогающий игропрактик».

Перед психологами-игропрактиками поставлены те же конкретные практические задачи, решением которых занимаются психологи различных направлений - это развитие и формирование жизненных умений, помощь в преодолении трудных задач развития, лечение невротических расстройств, коррекция психоэмоционального состояния человека, психодиагностика в процессе игры, помощь в преодолении жизненных трудностей и т.д. Сюда же включаются педагогические и коучинговые задачи развития личности.

В ходе дискуссии был затронут аспект психологической безопасности клиентов игропрактиков, и все участники согласились с тем, что ведущие игр должны гарантировать психологическую безопасность клиента в процессе оказания услуги. Автор или ведущий игры, которые не получили необходимых психологических знаний, не имеют необходимых профессиональных компетенций для квалифицированного решения психологических проблем, пусть и в игровой форме, и вряд ли могут гарантировать безопасность своих услуг для клиентов.

Александра Масленникова напомнила о понятии житейской психологии: «Человек по-житейски может посоветовать, но специальных знаний нет. А они нужны, и нужна специальная практика. Иначе такое грубое вмешательство просто вредит».

Продолжила дискуссию Анна Горовая: «Очевидно же, если специалист имеет опыт купирования различных острых состояний во время игры, он своевременно и грамотно может контейнировать, обезопасить клиента. А, если он этого не уметь делать, то последствия могут быть весьма печальными. Если ты работаешь с людьми, то ты просто обязан получить минимум знаний для безопасного взаимодействия с клиентом, для начала и завершения практики.  Для профессионального психолога первична помощь клиенту». 

Профессионал может установить и поддерживать границы, вести фасилитацию игрового процесса и оказать постигровую помощь в случае необходимости.

Илья Греков: «Коллеги, мы стремимся объединить профессионалов, заинтересованных в том, чтобы оказывать квалифицированную помощь населению посредством проведения игровых практик. Мы все так или иначе ориентируемся на эти ценности. Нас объединяет то, что мы с вами представители помогающих профессий. Это делает возможным наш диалог на языке единых ценностей. Мы взаимодействуем с людьми, день изо дня помогая им справляться с жизненными трудностями».

Александра Муравьева дала коллегам рекомендацию предупреждать клиентов о том, что в случае каких-то вопросов они могут обратиться к ведущему игры - профессиональному психологу. Именно поэтому, когда игры проводят специалисты, у клиентов больше шансов получить своевременную квалифицированную психологическую помощь.

Александра Муравьева предложила ввести контракт с клиентом, ориентируясь на опыт традиционных психологических школ: «Игропрактик должен оказать услугу по запросу, это прописано в этическом кодексе, однако в случае, если клиент проявляет признаки психического заболевания, химического опьянения, тогда мы с ним не можем иметь дело». Илья Греков попросил Александру Муравьеву и Анну Горовую разработать проект контракта с клиентом на оказание психологической услуги.

Илья Греков обозначил следующую проблему. Ввиду инновационного характера профессиональной деятельности психологов-игропрактиков возникает множество вопросов, связанных с проведением игропрактик. Мы рекомендуем начинающим психологам-игропрактикам обращаться в поисках ответов к более опытным коллегам - регулярно получать супервизию.

Традиция проведения супервизий складывалась в течение нескольких десятилетий в практических психологических школах, и в этом есть огромная польза, потому что супервизорское сопровождение и наставничество - это один из наиболее эффективных видов обучения практического психолога.

Александра Муравьева выступила с докладом на тему супервизии: «Для оказания качественной помощи необходима поддержка профессионального сообщества. Гильдия создает супервизионную институцию для того, чтобы члены Гильдии могли обратиться к более опытным коллегам за советом в трудной профессиональной ситуации».

Супервизия - это одна из форм обучения начинающих психологов, психотерапевтов, в нашем случае игропрактиков, которые ведут психологические и терапевтические игры, а также обмен мнениями опытных специалистов по поводу отдельных случаев в игровых практиках.

Супервизии рекомендованы членам Гильдии, которые только начинают проводить помогающие игропрактики и тем специалистам, которые уже имеют опыт ведения игр, но столкнулись с трудностями во время проведения игропрактик. В процессе супервизии проводится анализ работы игропрактика по тем ситуациям в игре, где возникли трудности. В процессе диалога игропрактик получает возможность получить обратную связь от коллег. В результате создается более полная картина практики, осознаются причины возникших трудностей, освещаются сильные и слабые стороны работы, а также даются рекомендации. Супервизия - это форма профессионального становления и развития специалистов, которая сочетает в себе три задачи - обучающую, консультационную и поддерживающую.

Супервизии бывают индивидуальными, которые происходят тет-а-тет, и групповыми. Групповые могут происходить с участием одного супервизора и группы коллег, где один из специалистов представляет свой случай, а группа под руководством супервизора делится своими мнениями, фантазиями, опытом касательно данного случая. В любом случае во время проведения супервизии и по окончании происходит разбор проделанной работы: анализ стиля работы игропрактика, его трудностей, возникающих в работе и дается обратная связь от группы.  Александра Муравьева: «Мы стремимся к постоянному совершенствованию, а для специалистов помогающих профессий, которые занимаются игровыми практиками - это особенно важно! Участие в супервизиях - это способ профессионального развития и поддержки. Это бесконечно интересно и чрезвычайно полезно».

Анализ случаев из игр, проблем между мастерами игр и клиентов — на своём опыте и на опыте участников группы — обеспечивает безопасность клиентов и мастеров, кот. ведут игры, развивает осознанность, навыки и опыт специалистов.

Илья Греков обратил внимание участников на то, что для плодотворного развития Гильдии первым делом важно создать внутри нашей организации атмосферу взаимного уважения и доверия друг к другу на основе ценностей профессионального партнерства. Для решения этой задачи сразу был введен образовательный ценз на вступление в Гильдию. Специалист, вступающий в Гильдию, предоставляет документ о получении профессионального образования, после чего приемная комиссия констатирует принадлежность заявителя к Международной Профессиональной Гильдии психологов-игропрактиков.

Илья Греков обозначил одну из актуальных задач -  охрану авторского права внутри Гильдии. Илья Греков: «Если психолог-игропрактик посещает мастер-класс коллеги или читает его статью, будет правильным указать источник цитирования». Анна Горовая напомнила о том, что к сожалению, периодически приходится слышать о том, что некий игропрактик вместо того, чтобы создать оригинальный продукт, потрудиться интеллектуально и творчески, некорректно заимствует чужие наработки, пользуется плодами чужого труда. Илья Греков призвал членов Гильдии обучаться друг у друга и создавать новое, свое, оригинальное.

 

Анна Горовая представила услугу депонирования игровых методик. Для чтобы наша организация плодотворно развивалась, для того, чтобы члены Гильдии могли открыто обсуждать свои открытия, методики, мы предлагаем членам Гильдии получить услугу депонирования - для того, чтобы коллеги могли корректно использовать чужие наработки, обращаться друг к другу в диалоге, чтобы творческая деятельность давала плоды для всех членов Гильдии. Анна Горовая: «А не так, что кто-то потихоньку украл чью-то идею, фрагмент статьи или оригинальную механику, но вступил в диалог с этим человеком, принял участие в его творческом поиске, продолжил его работу, и сказал спасибо. Взаимоуважение, этика - вот что не в последнюю очередь делает нашу организацию союзом профессионалов. Потому что любому человеку, каждому из вас не понравится, когда у него берут что-то без спроса и тут же за углом выдают это за свое, поменяв название. И в таких условиях профессиональное развитие просто невозможно, потому что, вместо того, чтобы творить вместе, быть заодно, мы будем решать вот эти вопросы - кто у кого что взял и кто был первым. Депонирование показывает фактологию, кто, что, когда сделал. Поэтому, коллеги, описывайте методики, пишите статьи - это обязательное условие существования профессионального сообщества, это профессиональная периодика, в которой мы фиксируем вехи нашего профессионального развития».

Илья Греков сообщил о том, что, если кто-то из членов Гильдии захочет запросить услугу депонирования, ему следует обратиться в оргкомитет Гильдии. Само описание методики будет доступно для ознакомления членам Гильдии, а подробную опись всех игровых компонентов мы сохраним в закрытом доступе. Существует еще одна возможность поделиться своими наработками с коллегами. Планируется издание сборника статей, которому будет присвоен индекс научного цитирования.

Александра Масленникова рассказала о важности научных публикаций, пояснив, что публикация нужна даже для того, чтобы можно было констатировать авторство методики. РИНЦ - российский индекс научного цитирования - это научный статус игровой методики, созданной психологом-игропрактиком, который подтверждает, что ваша игровая методика, описана по правилам, принятым в научном сообществе, и находится в базе, которую просматривает научное сообщество.  В подготовке публикаций участвует научный редактор, который просматривает все статьи, следит за научной ценностью, научным качеством материалов. В публикации необязательно должны быть исследования -  это может быть описание случая из практики.

Светлана Максимова добавила о том, что для нее игра - это возможность вложить авторские научные наработки в форму, приемлемую для людей, не являющихся профессиональными психологами, для того, чтобы они могли на любом уровне знаний прийти к осознанию тех результатов, которые достигаются научным путем.

Софья Сенатская, директор Института диагностики, рассказала о коллаборации с Гильдией психологов-игропрактиков: «Мы располагаем технической базой, которая позволяет проводить масштабные исследования, любую логику расчетов, тестирования, мониторинг. Посредством нашего инструментария можно быстро получить результаты экспертизы игры и следить за динамикой. И на льготных условиях как партнерам членам Гильдии готовы предоставить эту услугу».

Куратор Этической Комиссии Александра Муравьева порекомендовала членам МПГПИ обращаться в Этическую Комиссию для разрешения внутриколлегиальных споров и конфликтов и заверила членов Гильдии в том, что профессиональное сообщество формируется на основе взаимоуважения. Александра Муравьева: «Сегодня мы закладываем «этический фундамент» Гильдии, на котором постепенно будем строить наш профессиональный союз. Александра Муравьева напомнила психологам-игропрактикам о необходимости самостоятельно следить за соблюдением этических норм. Положения, приведенные в этическом кодексе Гильдии - это не запретительная мера, а рекомендации. И когда мы будем уважать права другого, Гильдия станет настоящим братством для коллег, друзей, единомышленников, в котором приятно будет творить и трудиться».

Илья Греков пригласил коллег принимать активное участие в деятельности Гильдии, в первую очередь, посещать обучающие мероприятия: мастер-классы и конференции, сделав акцент на том, что конференции - это среда профессионального сотрудничества, способствующая обмену знаниями и развитию профессиональных и творческих умений психологов-игропрактиков.

Международная Профессиональная Гильдия Психологов-игропрактиков

bottom of page